gaz-sadko.ru
Контакты по поводу домена gaz-sadko.ru

А не заправить ли коньяком?

А НЕ ЗАПРАВИТЬ ЛИ КОНЬЯКОМ?
Можно ли сегодня найти принципиально новый вид топлива или энергии, которые заменили бы бензин? В разное время на эту роль претендовали электричество (еще с прошлого века), этиловый спирт, сжатый природный газ, метанол и другие. И это соперничество не закончено — на место бензина приходят новые претенденты.
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Задолго до того, как появились автомобили с классическим двигателем внутреннего сгорания, электрическими двигателями оснащались легковые экипажи, грузовики и даже автобусы.

В 1837 году почти сразу же после изобретения электродвигателя появились первые электромобили. К концу ХХ века они довольно успешно конкурировали с появившимися тогда автомобилями с бензиновым двигателем. В Лондоне, например, уже обслуживали седоков такси-электромобили. В Америке электромобилей было почти в два раза больше, нежели автомобилей. И даже в начале ХХ века в 1912 году, когда двигатель внутреннего сгорания был признан во всем мире, в США с конвейеров сошло около 6 тысяч легковых и 4 тысячи грузовых электромобилей.

Характеристики серийных электромобилей и первых бензиновых автомобилей на рубеже ХIХ и ХХ веков были довольно близки: запас хода до 80 километров, максимальная скорость около 30 км/час. Однако электромобиль успел установить и рекорд скорости. В 1898 году в Париже на соревнованиях один из электромобилей смог разогнаться до 107 км/час. «Бензиновый» же рекорд в то время составил 140 км/час.

Спустя несколько десятилетий автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания значительно потеснил электромобиль, но победить его полностью, как это произошло с извозчиками, не смог и не может по сей день.

МЕТАНОЛ

Долгие годы в разных странах идет поиск методов, которые позволяли бы уменьшить вредность автомобильных выхлопов. Окончательного решения как это часто бывает не найдено, но было опробовано несколько интереснейших изобретений, некоторые из них применяются и сейчас. Однако стремительный рост автомобильного парка часто сводит к нулю все попытки инженеров внедрить нечто новое.

Основным же соперником бензина сегодня выступает древесный спирт — метанол. В выхлопных газах «метанольного» двигателя содержится в 5 раз меньше углекислого газа и в 10 раз меньше различных углеводородов по сравнению с выхлопом бензинового брата. Но существует пара недостатков, на которые ссылаются противники «метанольного» двигателя. Во-первых, в выхлопах оказывается в 2 раза больше формальдегида — сильного канцерогена. Во-вторых, литр этого топлива отдает вдвое меньше энергии, нежели литр бензина. И понятно, что размеры топливного бака придется значительно увеличить. К положительным чертам можно смело отнести и тот факт, что «метанольный» двигатель легче бензинового, что связано с высоким октановым числом нового топлива.

Достоинства метанола уже давно подтвердили конструкторы гоночных автомобилей. Они убедились, что «метанольный» двигатель лучше бензинового и дизельного. Почему же тогда мы до сих пор ездим на бензине и солярке? Все довольно просто. Бензин и солярка относительно дешевле, их производство давно налажено многими компаниями, которые ни за какие коврижки не откажутся от своего прибыльного бизнеса. Во-вторых, что немаловажно, фирмы-производители не спешат выпускать автомобили, для которых нет сети заправочных станций. С другой же стороны, кто станет строить эти самые АЭС, если нет массового потребителя такого горючего?

Замкнутый круг...

СПИРТ,МАСЛА, ТРОСТНИК

И ДРУГИЕ

По потреблению этилового спирта на душу населения на первое место в мире по праву должна претендовать Бразилия. Там его употребляют не только граждане в форме различных горячительных напитков, но и автомобили. Причем в чистом виде.

Альтернативное топливо производится в процессе ферментации сахарного тростника. Таким образом страна, где практически отсутствуют нефтяные и газовые ресурсы, пытается решать свои топливные проблемы. Однако бразильская находка не оптимальна. Этиловый спирт на четверть менее «питателен», нежели бензин. Другое серьезное неудобство — процесс ферментации. Он требует в полтора раза больше энергии, чем заключено в готовом продукте — самом этаноле.

Использовать тростник в качестве топлива, но в другой «ипостаси», предложил немец Вольфганг Штендер. По его расчетам тростник дает урожай биомассы порядка 35-40 тонн с гек-тара. При переработке его в солому и далее в порошок получается около 12 тонн сухого топлива, которое энергетически эквивалентно 900-950 литрам бензина.

«Мерседес-Бенц» и итальянская фирма «Энел» в начале 1990-х годов приступили к разработке специальной турбогенераторной установки для сжигания тростникового порошка. Но оказалось, что это топливо годится только для стационарных двигателей. О других результатах пока не сообщалось.

«Растительная тема» занимала умы изобретателей и инженеров уже с начала ХХ века. В 1990 году в Париже на Всемирной выставке был продемонстрирован двигатель, работавший на арахисовом масле. Тринадцатью годами позже Рудольф Дизель в патенте, описывающем принцип работы нового двигателя, указал, что в качестве топлива можно использовать и растительное масло.

Оно действительно может служить топливом. Это очень наглядно продемонстрировал несколько лет назад один американский фермер. Перед объективом камеры оператора «Эн-Би-Си» он заправил бак своего «Мерседеса» «кухонной отработкой» — растительным маслом, оставшимся после приготовления чипсов и пончиков. После чего на глазах удивленных журналистов сел в машину и поехал.

В действительности же средняя топливная способность масла лишь незначительно меньше, чем у дизельного топлива — соответственно 33.1 МДж/л против 35.1 МДж/л.

Но все поставленные эксперименты приводили к тому, что в камере сгорания образовывался сильный нагар, а каналы впрыскивающей топливной аппаратуры забивались. Двигатель быстро выходил из строя.

Казалось бы, что общего между газогенераторным ГАЗ 22 и электромобилем «Москвич»? А ведь им не нужны бензоколонки...
ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Несколько лет назад в Санкт-Петербурге коллективом под руководством В.П. Бреусова и А.В. Добросоцкого проводилась доработка и модернизация теплового двигателя Стирлинга. Планиовалась установка его на ВАЗ-1111 «Ока» и проведение испытаний. Но, к сожалению, этот интереснейший и принципиально новый двигатель так и остался испытательным образцом...

Поиск альтернативы бензину продолжается.

Текст: Антон Федосеев

Коллаж: Виктор Груздев